«Тати-тати», парафраз на детскую неизменяемую тему для фортепиано в 3 руки (1878). Оркестровка Н.Черепнина и Л. Стоковского (№7), исп. ГСО СССР, дир. И.Маркевич
В доме известного русского мецената Митрофана Петровича Беляева (1836-1904) часто собирались музыканты, поэты, художники. Такие
собрания назывались «Беляевским кружком». Однажды присутствующим взбрела в голову идея сочинить совместное музыкальное произведение в виде вариаций. Возник вопрос: на какую тему? Кто-то в шутку назвал «Тати-тати» (это самая наипростейшая мелодия, которую без усилий могут сыграть те, кто никогда не учился фортепианной игре – см. фотоизображение). Решили писать для фортепиано в 3 руки: одна рука повторяет «Тати-тати», две другие руки аккомпанируют… На следующее собрание Беляевского кружка свои вариации принесли Римский-Корсаков, Кюи, Лядов. Лишь Бородин помалкивал, а потом выложил на пюпитр рояля партитуру, на которой было написано: «Requiem aeternam, для тенора-соло, мужского хора и большого оркестра». Раскрыв ноты, присутствующие ахнули! – это был Реквием на тему «Тати-тати». Оркестровку цикла вариаций сделал композитор Н. Черепнин, он же дописал Интродукцию. Вскоре грандиозный парафраз был готов, ко всеобщей потехе всех участников знаменитого Беляевского кружка.